Важнейшую роль в шахматной партии играет ее заключительная стадия – эндшпиль.
Один из сильнейших шахматистов начала 20 века Савелий Тартаковер говорил, что в шахматах выигрывает тот, кто ошибается предпоследним. А 3-й чемпион мира по шахматам Х.Р.Капабланка считал, что начинать изучение шахмат надо с эндшпиля, так как он поддается изучению, и в нем в полной мере проявляются свойства фигур, можно почувствовать их взаимодействие.
В эндшпиле может возникнуть два типа позиций – точные и проблемные.
Точные позиции – это такое расположение фигур, при котором можно точно сказать, каким будет результат партии, если игроки будут играть безошибочно. В точных позициях главную роль играют знания: если они на должном уровне, то этого достаточно для достижения цели.
Проблемные позиции – это сложные положения, при которых результат игры не ясен. Например, одна из сторон владеет преимуществом, но у соперника есть ресурсы защиты.
Чтобы достигать положительного результата в эндшпиле, нужно знать как можно больше точных позиций, приемов, методов их разыгрывания. Надо помнить о возможности сведения любого окончания к типичным, знакомым позициям. Так, если ваша позиция лучше, чем у соперника – стремитесь к позиции, оцениваемой как выигрышная. Если же ваша позиция хуже – стремитесь к позиции, оцениваемой как ничейная.
В позиции на диаграмме белые имеют возможность достичь точную позицию, оцениваемую как выигрышная. После 1. Крf4! белые заставляют черных перейти в пешечный эндшпиль 1…Л:g4 2. Кр:g4! Позиция на доске «король и пешка против короля» оценивается как теоретически выигранная за белых. Отметим, что 2.fg? ведет лишь к теоретически ничейной позиции.
Здесь черные могут прийти к точной позиции «слон и ладейная пешка, поле превращения которой слон не контролирует, против одинокого короля», которая оценивается как ничейная. При этом не имеет значение, какое количество пешек будет у белых на крайней линии. Поэтому черные играют 1…Са3!! После 2. ba Крd7, король черных направляется к полю а8. Поле превращения ладейных пешек – белое, а слон у белых – чернопольный. Если же белые играют 2. Крс2, то 2…С:b2!, и в этом варианте у белых на доске остается ладейная пешка. Значит – ничья!