Стратегия эндшпиля. Как играть в конце партии?

Окт 7, 2021 Статьи

Эндшпиль – заключительная часть шахматной партии. Если вы допустили ошибку на этом этапе игры, то у вас может не хватить времени, чтобы ее исправить. Ведь проигрывает не тот игрок, кто сделал ошибку первым, а тот, кто сделал ошибку последним.

Понять, что наступил эндшпиль, не трудно – должен быть осуществлен размен ферзей и еще двух-трех фигур у каждого противника. Если же осталось в игре по ферзю и несколько пешек − это ферзевый эндшпиль.

Важным вопросом, который оказывает влияние на вашу стратегию в эндшпиле, является то, как вы решили играть – на выигрыш или на ничью. Конечно, хотелось бы выиграть, но если ваша позиция плоха, то ничья лучше, чем поражение.

На этом этапе игры нужно постоянно задавать себе следующий вопрос: если все фигуры будут разменяны, и останутся только пешки – то кто выиграет пешечный эндшпиль?

Следует всегда искать варианты упрощения позиции, если вы можете ее выиграть. Так, если у вас материальный перевес, то лучше пойти на размен фигур, а не пешек, чтобы облегчить себе путь к победе.

Если у вас проигранная позиция, то лучше стремиться разменять пешки, а не фигуры, преследуя цель взять все пешки противника (вероятных будущих ферзей) и оставить его только с легкой фигурой, которой недостаточно, чтобы поставить мат. Чтобы осложнить противнику выигрыш – не идите на размены, приводящие к пешечному эндшпилю.

Главная цель каждого игрока в эндшпиле – осуществить превращение пешки. Затем будет легко реализовать перевес из-за огромного дисбаланса материала на доске.

Как правило, у игроков есть по несколько фигур, чтобы остановить прохождение пешки в ферзи. Если защищающийся игрок не может остановить продвижение пешки к полю превращения, ему, как правило, приходится жертвовать фигуру за эту пешку. В большинстве случаев это дает игроку, пытающемуся провести пешку в ферзи, выигрыш в материале, но не такой большой, как если бы у него появился новый ферзь.

Проходные пешки являются самыми опасными, так как пешка, дошедшая до последней горизонтали, превращается в фигуру, в большинстве случаев – в ферзя.

В эндшпиле, в отличие от дебюта и миттельшпиля, король является сильной фигурой и способен эффективно играть в нападении и защите. В связи с тем, что король − медлительная фигура, он обычно должен находиться ближе к центру, где может передвигаться относительно быстро на любую часть доски.

В ряде случаев короля можно эффективно использовать для взятия пешек соперника и сопровождения собственных пешек до последней горизонтали для их превращения в ферзя или другую фигуру. Создание прохода для короля с целью вторжения также является одной из стратегических задач эндшпиля.

В концt игры возрастает важность материального перевеса. Наличие лишней пешки, к примеру, может определить исход партии. Но в любом случае необходимо владеть техникой реализации добытых в миттельшпиле преимуществ.

В эндшпиле важно правильно оценивать позиции (выигрыш или ничья) и уметь достигать выгодные вам позиции. Важно знать, как оцениваются возникающие после разменов типичные позиции «король + пешка против короля», «король, ладья и пешка против короля и ладьи» и многие другие, а иногда – вовремя пожертвовать фигурой, чтобы открыть путь пешке в ферзи.

Ниже приведена ситуация, когда белые жертвуют ладью для того, чтобы очистить путь проходной пешке к последней горизонтали для ее превращения в ферзи. После 1.Л:с5! Л:с5 2. b7 черные не имеют возможности помешать превращению пешки в ферзя. Ввиду большого материального преимущества белые смогут легко выиграть партию.

 

А. Михайличенко

По admin