Чтобы научиться правильно разыгрывать начало любой шахматной партии, нужно знать, как реализовать 3 главные цели дебюта:
1) обеспечить контроль над центром доски;
2) быстро и эффективно развить фигуры;
3) осуществить раннюю рокировку.
Контроль над центром обеспечивает пространство и повышает активность фигур.
Рокировка связана с безопасностью короля и активностью ладьи.
Развитие подразумевает необходимость максимально быстро вывести все фигуры с исходных позиций. Чтобы развить фигуры, мы тратим ценный шахматный ресурс − время. При этом необходимо координировать взаимодействие фигур таким образом, чтобы они не блокировали друг друга и могли легко включаться в игру.
Развитие фигур должно проводиться с определенной целью. Это означает, что вместо механического выдвижения фигур надо продумывать, куда именно и зачем их выдвигать. Например, развивать коней, нападая на пешки; развивать слонов, стремясь связать коней; развивать ладьи на открытые линии.
Лучшим направлением для развития фигур всегда будет центр. Помните, что необходимо завершить развитие прежде, чем пускаться в погоню за королем или фигурами соперника.
Как правило, первыми следует выдвигать легкие фигуры – коня и слона. Их развить проще всего. Ферзь и ладьи смогут вступить в игру позднее.
Не следует развивать слишком рано ферзя. Его будут преследовать слоны и кони вашего противника, из-за чего вы потеряете темпы. Основным исключением из этого правила является ситуация, когда соперник дает вам возможность атаковать своего короля. В этом случае оппонент будет вынужден защищать короля и у него не будет времени для атаки вашего ферзя.
До активных действий сделайте рокировку, чем раньше – тем лучше. Только во время рокировки можно переместить 2 фигуры за 1 ход. Рокировка преследует главную цель: убрать короля из центра – места, где обычно происходят основные столкновения, и король может попасть под удары вражеских фигур.
Но есть несколько ситуаций, когда рокировку не нужно делать: если произошел быстрый размен ферзей и король чувствует себя спокойно в центре; если центр заблокирован пешками и для вашего короля безопаснее находиться за ними.
Рокировка также обеспечивает развитие ладье. Ладьи обычно входят в сражение последними. Если их вывести рано, то их могут начать преследовать кони и слоны противника, как и в случае с ферзем.
Не тратьте драгоценное в дебюте время на ненужное движение пешек. Если говорить другими словами, то пешками следует играть лишь тогда, когда ход пешки необходим для развития фигуры. Например, движение центральных пешек, движение коневых пешек для фианкеттирования слонов.
Пока начинающий шахматист не достигнет более высокого уровня мастерства, советую изучить минимум теорий дебютов. Важнее вначале набраться опыта в реализации принципов дебюта, чтобы уметь развивать план игры. То есть надо научиться принимать решения самостоятельно, а не зубрить варианты дебютов.
Ниже приведена ситуация, когда в ответ на 1. е4 е5 2. Kf3 черные, в нарушение принципов игры в дебюте, делают ошибочный ход 2…f6. Вместо развития своей фигуры, например, 2…Кс6 или 2…Кf6, черные пешкой заняли поле f6, предназначавшееся для коня, а также ослабили белые поля в своем лагере.
Белые могут тут же получить преимущество: 3.К:е5! fе 4.Фh5+ (вывод ферзя здесь оправдан – противник должен защищать своего короля, у него нет возможности атаковать ферзя!) Кре7 (если 4…g6, то 5.Ф:е5+ Фе7 6.Ф:h8 с материальным преимуществом и победой) 5.Ф:е5+ Крf7 6.Сс4+ (вывод слона с темпом!) Крg6 7.Фf5+ Крh6
8.d4+ (снова выигрывается темп, так как освобождается линия для чернопольного слона, который объявляет шах королю соперника!) g5 9.h4 (пешка и ладья подключаются к атаке черного короля). От угроз 10.С:g5+ и 10.hg++ у черных нет спасения. Например, 9…Се7 10.hg++ Крg7 11.Фf7х.+
В этом примере белые воспользовались всего лишь одной ошибкой противника. Затем, развивая свои фигуры с темпом, они заставляли черных реагировать на угрозы и не давали им возможности развить ни одну из своих фигур.
Таким образом, соблюдение дебютных принципов создает хорошую основу для успешного продолжения партии в миттельшпиле, а в случае грубой ошибки соперника − может дать вам решающее преимущество уже в начале игры.
А. Михайличенко