Поскольку шахматы являются спортом, то для любого игрока — как взрослого, так и ребенка — важно побеждать и в турнирах, и в ходе тренировочных игр.
Но зачастую бывает так, что ребенок ходит в шахматную секцию, старается, а побед как не было – так и нет.
Почему тренировки в шахматных секциях не всегда дают желаемый результат? Каким образом добиться максимальной результативности тренировок? Как разуверившемуся в своих силах ученику начать побеждать?⠀
Проведенный анализ показал, что отличные результаты показывают те ученики, которые, помимо посещения коллективных занятий в шахматных секциях, дополнительно обучаются индивидуально онлайн. Рост шахматного мастерства у таких ребят значительно превосходит рост мастерства тех учеников, которые только посещают секцию. Причины этого следующие:
1) Коллективные занятия в больших группах не предполагают индивидуального подхода к ученику. Ведь в группе все дети занимаются по установленной программе, которая одинакова для всех.
На индивидуальных занятиях с учеником я работаю по индивидуальной программе, которая учитывает его личность и разрабатывается под конкретного ученика в зависимости от уровня подготовки и скорости усваиваемости учебного курса. Под конкретного ученика также разрабатывается индивидуальное домашнее задание.
2) индивидуальные занятия позволяют поставить индивидуальный дебютный репертуар. Для разных учеников подходят варианты дебютов, в зависимости от стиля игры и характера: кому-то лучше удаются открытые дебюты, кому-то закрытые. Одним больше нравится атаковать, другим – играть позиционно. Поэтому в большой группе заниматься серьёзной проработкой дебютов проблематично: тренер, как правило, ограничивается показом основных вариантов дебютов, и ученики в ряде случаев играют с массой ошибок, в том числе допуская нарушения принципов игры в дебюте. В результате многих приходится переучивать, а переучить – обычно сложнее, чем научить с нуля.
3) при занятиях в больших группах многие ученики привыкают играть необоснованно быстро, а «играть быстро» для начинающих – означает «играть со множеством ошибок». А ведь на начальном этапе крайне важно научиться шахматному мышлению, для чего целесообразно играть с классическим контролем времени. На индивидуальных занятиях я часто говорю ученикам: «не спешите ходить, учитесь думать». И, научившись думать, ученики, которые отставали в большой группе, начинают показывать удивительные результаты!⠀
4) на индивидуальных занятиях есть возможность глубоко проанализировать все собственные партии ученика. Разбор партий с тренером – исключительно важный элемент обучения. Работая над ошибками, получится их эффективно преодолевать в будущем и двигаться вперёд. При групповых же занятиях тренеру физически невозможно уделить достаточно внимания глубокому анализу партий каждого ученика;
5) на индивидуальных занятиях ребенок чувствует себя более комфортно, не боится излагать свои мысли и задавать вопросы, так как он не стеснен интересами коллектива. Происходит активный диалог между тренером и ребенком. Это позволяет тренеру увидеть степень овладения материалом, своевременно указать на ошибки в суждениях.
При занятиях в большой группе тренер не имеет достаточно времени выслушать каждого ребенка и вникнуть в его проблемы, понять его уникальность. В итоге некоторые ученики после поражений перестают верить в свои силы и начинают думать «я слабый, у меня не получится», и теряют интерес к шахматам;
6) коллективные занятия больше подходят на начальном этапе, когда первостепенная задача – привитие интереса к игре. Когда же ученик достигает определённых результатов, хочет серьёзно повысить свой шахматный уровень − тогда без индивидуальных занятий не обойтись.
Также коллективные занятия хороши в качестве дополнения к индивидуальным − чтобы ученик смог опробовать в коллективе навыки игры, полученные на индивидуальных занятиях, проявил себя, почувствовал свою силу и рост на фоне других учеников.
Эффективной формой онлайн-занятий также зарекомендовали себя мини-группы из 2-3-4 учеников, примерно одинаковых по уровню игры. В этом случае комбинируются основные преимущества как индивидуальных занятий, так и групповых. Особенно удобно в этом случае разыгрывать учебные позиции, проработать определённый дебютный вариант, а затем вместе всё разобрать и обсудить.⠀
Не важно, кто вы – ребенок или взрослый, возможность расти и развиваться в шахматах есть всегда! Обращайтесь в нашу онлайн-школу шахмат, и мы поможем вам, не выходя из дома, раскрыть такой шахматный потенциал, о котором вы даже не догадывались! 🙂